Модифицированные поверхностные слои металла

При этом обычно подчеркивается, что КГТС (ввиду необходимой идеализации исследуемых объектов) оперирует только упругими постоянными материалов и вязкостью масла, зависящей от температуры и давления, а в действительности хорошо смазываемый контакт представляет собой многокомпонентную и многофазную систему: смазочные слои, образующиеся между деталями и взаимодействующие с ними, имеют только частично гидродинамическое происхождение, реальные их свойства определяются как эластогидродинамическими, так и физико-химическими явлениями. Модифицированные поверхностные слои металла, граничные, окисные и твердопластичные пленки, полимеры трения и т. п. представляют собой фазовые -компоненты среды, не учитываемые КГТС, но существенно влияющие на износостойкость реальных деталей.

В принципе, все изложенное верно, однако роль физико-химических факторов становится существенной или превалирующей только на нижних и верхних границах контактно-гидродинамического режима: при очень малых скоростях качения (недостаточных для образования существенной несущей способности масляного слоя), и, наоборот, при больших скоростях качения (когда исчерпывается способность масла передавать напряжения сдвига или резко падает его вязкость вследствие разогрева). Так, последние, наиболее обстоятельные работы в этой области показали, что резкое превышение толщиной промежуточного (суммарного) слоя расчетной (гидродинамической) величины имеет место только при малых скоростях качения, низких (за счет структурированных слоев смазки) или, наоборот, высоких (за счет твердообразных пленок) температурах. Таким образом, практическая реализация противоизносных свойств слоев смазки негидродинамического происхождения возможна только в области низких скоростей качения или экстремальных температур.