Выкрашивания

В области наиболее характерных, умеренных температур, типичных нагрузок и скоростей качения подтверждена превалирующая роль гидродинамических слоев смазки, при значительной толщине которых (особенно при чистом качении) не образуются и открытые авторами твердообразные слои – продукты взаимодействия механически разрушенных макромолекул масла с ювенильной поверхностью металла. Тем не менее эти слои, существенно увеличивающие суммарную толщину третьего тела при наличии скольжения в контакте и при температурах свыше 70° С, могут играть важную роль при критических условиях, способствуя расширению области работы с несущественным изнашиванием за пределы, обеспеченные гидродинамическим эффектом (тем более что они, в отличие от химически активных присадок, замедляют процессы усталостного выкрашивания).

Однако способность нефтяных масел к образованию таких слоев (точнее, к образованию свободных макрорадикалов, обладающих реакционной способностью) ограничена, что и проявляется в зависимости ее от сорта масел, длительности выдержки и скорости скольжения. Поэтому в последнее время обострился интерес к эффективности полимеров трения, полученных за счет самих трибополимерообразующих присадок, а не углеводородов смазочного масла. Все эти пути можно назвать терапевтическими, поскольку сфера их применения ограничена, требуется введение в масло веществ, стимулирующих образование защитных поверхностных слоев или являющихся исходным для них материалом.

В то же время даже откровенные противники контактно-гидродинамической теории смазки вынуждены отмечать ее успехи; многочисленные теоретические и экспериментальные работы, а также опыт эксплуатации объясняют и подтверждают наличие и значимость гидродинамического масляного слоя в тяжелонагруженном контакте.