Зависимость износостойкости зубчатых пар от частоты их вращения

Поскольку в течение действия первых перегрузок реализуется 80-90% приработочного износа, а после пяти-семи перегрузок отделение металла прекращается, такие режимы можно использовать для ускорения приработки (обкатки) новых редукторов, от которой заводы-изготовители обычно отказываются, ввиду длительности этого процесса и возможности повреждения рабочих поверхностей зубьев при попытках его интенсификации. Выбор режимов требует всестороннего анализа каждой конкретной ситуации, тем более что выявленная эффективность довольно значительных перегрузок характерна при строго контролируемых режимах стендовой приработки зубчатых пар, но не в эксплуатационных условиях.

Изнашивание при нарастающей частоте вращения. Согласно многим экспериментальным данным, повышение частоты вращения зубчатых передач снижает их несущую способность так же, как и повышение нагрузки, но в отличие от последней – до определен- ных значений частоты. Переход через эти значения сопровождается новым повышением несущей способности, подтверждая тем самым превалирующую роль контактно-гидродинамического механизма смазки зубчатых передач. Перехода через минимум несущей способности при испытании среднескоростных зубчатых пар не ожидалось, основной интерес представлял падающий участок зависимости предельных по изнашиванию (заеданию) нагрузок от частоты вращения.

Поэтому выбранные для этой цели зубчатые пары типоразмера испытывали ступенчатым повышением частоты вращения при постоянных уровнях нагрузки и температуре масла на входе в зацепление. Широко применяющийся при оценке эффективности смазочных масел метод ступенчато возрастающего нагружения (п. 2) использовали в данном случае только на начальных (приработочных) этапах испытаний. С помощью такой методики рассчитывали более точно определить несущую способность испытуемых пар, чем последовательным переходом к более высоким частотам вращения зубчатых пар, каждая из которых работала бы при ступенчато возрастающей нагрузке.