Экспериментальная оценка износостойкости выбранного зацепления

Видно, что повышение степени точности изготовления зубчатых колес примерно от 7 до 6 по ГОСТ 1643-72, обеспечивает наибольший прирост долговечности (и достаточно высокие ее значения) в случае передач с модификацией профиля зубьев. Отсутствие модификации профиля приводит также к резкому увеличению коэффициента качества, соответствующего скорости поезда 200 кмч.

Степень точности 7 оказывается, вообще, неприемлемой, так как динамические нагрузки в этом случае превышают полезные, безотрывная работа профилей не гарантируется, а долговечность передачи, явно недостаточна. При степени точности 6 динамические нагрузки становятся меньше максимальной полезной нагрузки, отрыв профилей соответственно исключается, расчетная долговечность передачи достаточно высока. Модификация профиля также существенно снижает динамическую нагрузку; в худшем случае, если в эксплуатации модифицированные участки зубьев износятся, динамическая нагрузка расти не будет, так как скажется положительное влияние приработочного износа и уменьшение действующих погрешностей.

Диапазон предельных напряжений, вызывающих разрушение масляного слоя, установленный на роликовой машине ИМаш (приведенный радиус кривизны образцов рр = 2,485 см) оказался довольно широким (600-950 МПа) и зависящим от длительности работы под нагрузкой, сорта и температуры масла. С учетом рекомендаций ИМаш, для стендовых испытаний на износ зубчатых пар в лаборатории РПИ приняли: верхний уровень контактных напряжений равным 1000 МПа(с учетом возможности неполного контакта в натурной передаче); длительность работы при критических режимах в 10 раз большей времени разгона поезда (90-135 с) от скорости ограничения до максимальной; температуру масел (перспективных для тяговых передач сортов) на входе в зацепление равной 70° С. Воспроизведение нужных кинематических режимов достигалось благодаря специальной геометрии зубчатых колес моделирующей пары и повышенной до 6000 обмин частоте вращения шестерен.