Практически такая вероятность в большинстве случаев ограничивается пунктами своего крупного экономического района и сопредельными областями соседних районов. В процессе этой работы устанавливаются кратчайшие расстояния перевозок с учетом строительства и ввода в эксплуатацию новых линий железных дорог. Составленная таким образом матрица кратчайших расстояний преобразовывается в матрицу транспортных затрат путем умножения на ставку, принятую для того или иного варианта определения транспортных расходов.
Матрица исходных данных по заводам и матрица транспортных затрат специальной программой ЭВМ преобразовывается в матрицу приведенных показателей совокупных затрат на производство, капитальные вложения и перевозки. Эта матрица совокупных затрат представляет собой обширную таблицу, где в подлежащем указываются объемы производства по всем возможным вариантам каждого предприятия, а в сказуемом – объемы потребления всех областей и районов на каждый расчетный период.
Оптимальное размещение предприятий на перспективу может быть рассчитано одним из методов линейного программирования по так называемой открытой модели транспортной задачи. Применительно к цементной промышленности эта задача может быть сформулирована так: известны: а) мощность и местонахождение действующих заводов, возможные масштабы их расширения, мощность и местонахождение новых заводов; б) показатели текущих и одновременных затрат на тонну цемента в натуре и с учетом качества; в) объемы потребления цемента в различных пунктах страны; г) затраты на доставку цемента с заводов в пункты потребления; требуется определить: какие действующие и новые заводы являются экономичными для разных объемов потребности, где и в какие сроки необходимо расширить производство, а также определить схему перевозок цемента.
Решение задачи на оптимальное размещение предприятий предполагает включение в программу расчета всех возможных вариантов. Только в этом случае можно найти наивыгоднейшее (оптимальное) решение.