Различная физическая природа

Где же в таком порядке величин найти водораздел между группами, когда конструктивные отклонения размываются допуском Такой водораздел и был найден в признаке: гарантированная невозможность натяга ни при каких сочетаниях отклонений вала и отверстия. Такое расположение допуска вала и отверстия требует, чтобы размер вала был только равным или меньшим, чем отверстия, т. е. чтобы поля отклонений, следовательно, чтобы были равны у отверстия и у вала.

Именно такая посадка и получила условное наименование посадки скольжения, т. е. посадки, где не гарантируется ни наличие, ни отсутствие зазора, по лишь отсутствие натяга и при которой между деталями хотя и нет полной свободы движения, но проскальзывание вполне возможно.

При таком водоразделе четыре группы посадок естественно превратились в три за счет отхода посадки к подвижным, а – к полунеподвижным, что и образовало общую, совершенно, конечно, искусственную группу переходных посадок.

Что касается границы между прессовыми и полунеподвижными, или переходными, посадками, то тут естественный и искусственный признаки оказались совпадающими по гарантированное натяга.

Если изобразим допуск основной детали, например основного вала, полем, то посадки с гарантированным зазором изобразятся слева, с гарантированным натягом справа. Посредине мы имеем все промежуточные посадки со специальным выделением С и поля отклонений коих примыкают к полю. Различная физическая природа зазора и натяга заставляет считать С всего лишь посадкой с гарантированным отсутствием натяга, а формально аналогичную – с гарантированным наличием его. На самом деле, как видно из схемы, математически в обоих случаях имеем возможность стремления к нулю.

На подобных схемах удобно для наглядного отличия натягов от зазоров поля, заходящие за пределы полей своих контрдеталей, или иначе за нулевую линию номинала, соединять с последней граничными прямыми.