Полунеподвижные посадки

С учетом сказанного выше о потере типовой четкости посадок из-за т. е. из-за рассеивания отклонений, а также о кинематической свободе разных посадок, мы можем пересмотреть схему посадок уже в концепции допусков.

Если мы будем считать, что натяг лишает детали относительной свободы, а отсутствие натяга дает условно одну степень свободы – взаимное скольжение сопряженных поверхностей, тогда как значительной зазор, больший, чем необходимо для такого скольжения, дает уже и вторую условную степень свободы из-за люфта, т. е. возможность радиального взаимного смещения в каких-то хотя бы узких пределах, то получим такую схему: где плюс означает гарантированное наличие, минус – отсутствие, неопределенность (т. е. возможность как плюса так и минуса).

Отсутствие всякой возможности взаимной свободы двух деталей гарантируется их запрессовкой, почему посадки первой группы и оказались прессовыми, т. е. производимыми из-под пресса. При этом самая крепкая из них требует запрессовки в нагретую деталь, имеющую отверстие для того, чтобы по остывании узла к собственно механическим напряжениям прибавились температурные. Отсюда и наименование посадки – горячая; две другие посадки этой группы – прессовая и легкопрессовая нагрева не требуют.

Полунеподвижные посадки, которые можно назвать фиксирующими (Г – глухая, Т – тугая, Н – напряженная), не требуют запрессовки в собственном смысле, хотя натяжные приспособления вроде механического или ручного пресса иногда применяются при большом весе и габаритах деталей даже при тугой посадке. Наконец, полуподвижные, или центрирующие, посадки (П – плотная, С – скольжения, Д – движения), так же как и ходовые (X – ходовая, Л – легкоходовая, Ш – широкоходовая) за возможными исключениями в П – приспособлений для сопряжения не требуют, что достаточно определяет четыре группы посадок уже с учетом допусков и именно в таком виде легче всего может ориентировать конструктора. Вместе с тем надо помнить, что речь идет об отклонениях порядка сотых и тысячных долей миллиметра.