Этот показатель представляет собой отношение общего количества завезенного цемента в тоннах к выполненному объему строительно-монтажных работ, выраженному в миллионах рублей. Поскольку объем последних распределен по экономическим районам только в части государственного строительства, этот показатель по районам может быть исчислен также на планируемый объем, подлежащий выполнению за счет государственных капитальных вложений.
По отдельным экономическим районам показатель насыщенности цементом колеблется от 67-76% по Дальневосточному району, до 124-133% по Молдавской ССР и республикам Закавказья.
Эти колебания показателя насыщенности цементом обусловлены несколькими факторами, среди которых важное значение имеют структура и индекс стоимости строительно-монтажных работ в отдельных районах. Преобладание в их составе бетоноемкого строительства ведет к повышению удельного расхода цемента, и наоборот. Однако следует указать и на другие причины, порожденные несовершенством существующей системы учета.
Во-первых, неточностью порайонного учета как потребления цемента, так и объемов выполненных строительно-монтажных работ. Видимое потребление цемента определяется по первичной отгрузке цемента с заводов, относимой к тому или иному району по местонахождению станции (пристани) назначения. Вторичные переотправки цемента из одного района в другой, если они имеют место, а также все перевозки автотранспортом при этой системе не учитываются. Кроме того, некоторые участки железных дорог, проходящие вблизи границ районов, могут принимать грузы для разных республик или экономических районов. Например, участок железной дороги Ташкент – Урсатьевская, проходя по территории Узбекистана, обслуживал строительство в Голодной степи двух республик – Узбекской и Казахской. Отнесение прибывающих грузов на этом участке к Узбекской ССР завышает показатели последней и снижает их по Казахстану.