Оценка влияния нагрузочно-скоростных факторов

Эти величины, как и приведенные радиусы кривизны в зацеплении зубчатых пар близки к значениям, использованным в известных решениях КГТС. Обстоятельному исследованию износостойкости были подвергнуты также цилиндрические передачи Новикова с двумя линиями зацепления и, в меньшей мере, с одной линией зацепления, типоразмеры и условия испытаний которых диктовались в основном интересами промышленных предприятий (заказчиков).

Обеспечить решение двух первых задач работы можно было только с помощью комплексной методики, сочетающей непрерывное в течение испытания получение экспериментальной информации (позволяющей, в частности, обнаруживать характерные повреждения в момент их возникновения), с периодическими оценками состояния испытуемых деталей при временном прекращении испытаний. Последнее является обычной процедурой, ведущей к получению традиционных (хотя и необходимых) данных. Возможность же непрерывного наблюдения, например, процессов накопления интегрального износа ведущих или ведомых зубчатых колес позволяет использовать новые критерии предельных состояний, учитывающие кинетику (характер) процессов при выявлении областей гидродинамических режимов трения, – оценке влияния конструктивно-технологических, нагрузочно-скоростных факторов и условий смазки на изнашивание.

Решающую роль здесь, особенно при определении режимов работы передач с практически несущественным изнашиванием зубьев (названных безыз-носными режимами работы) и исследовании переходных (в том числе приработочных) процессов, сыграл метод меченых атомов, разработка и эффективное использование которого стало возможным благодаря своевременному развитию строительства ядерных реакторов и производства дешевых радиоактивных изотопов.