Модификации формы и профиля зубьев

Осуществление столь обширного эксперимента потребовало длительного периода освоения и разработки новых физических методов исследования, создания уникальных испытательных машин и обширной экспериментальной базы практического апробирования новых критериев оценки износостойкости в течение которого и была создана Проблемная лаборатория износостойкости зубчатых передач Рижского политехнического института (радиоизотопная).

Основным объектом исследования избрали среднескоростные прямозубые пары средних типоразмеров по принципиальным и народнохозяйственным соображениям: это наиболее массовый вид высших кинематических пар, работоспособность которых зависит от условий контактно-гидродинамической смазки; из ежедневно выпускаемого примерно 1 млн. зубчатых колес 80% являются прямозубыми диаметром до 200 мм с модулем до 5 мм. Повышение износостойкости зубчатых колес этих типоразмеров необходимо для повышения их ресурса при большом разнообразии критериев предельных состояний передач, в которых они используются (от механизмов точных станков до редукторов общего назначения); результаты исследований могут найти приложение в области планетарных передач. Одновременно велись работы по повышению долговечности прямозубых, крупногабаритных тяговых передач серийных и скоростного электропоездов Рижского вагоностроительного завода.

Обеспечение прикладного выхода требовало в этом случае комплексных исследований и проектных работ: по износостойкости, концентрации нагрузки в зацеплении, модификации формы и профиля зубьев, новой геометрии зацепления, улучшению технологии изготовления и монтажа тяговых передач; методическая их особенность заключалась в использовании натурных и модельных зубчатых пар, а также метода роликовой аналогии. Диаметры роликовых образцов позволяют воспроизвести величины приведенных радиусов кривизны в характерных точках зацепления тяговых передач (2,3- 3,3 см);