Контроль соосности

Если машины закрепляют на фундаменте, то заранее устанавливают фундаментные болты; иногда их заливают бетоном, оставляя выступающие концы длиной 30-50 см от уровня заливки, чтобы окончательную заливку бетоном провести после выверки их положения и рихтовки по шаблону или корпусу механизма. Поэтому размеры отверстий в корпусе машины и рамах должны иметь запас зазора, достаточный для регулировки положения корпусов. В некоторых случаях отверстия в рамах можно высверливать после установки и регулирования корпусов. Этим исключается разметка отверстий на раме.

После завершения центровки валов желательна фиксация корпусов на раме установочными коническими штифтами. Базовая машина крепится к раме болтами, положение ее также фиксируется установочными штифтами. Фиксация штифтами неудобна тем, что при прогибе рам соосность может нарушиться и при последующей регулировке отверстия штифтов на корпусе и раме могут не совпасть. В этом случае целесообразно заглушить старые отверстия и высверлить новые.

Валы новых машин, полученных с завода-изготовителя в собранном виде, должны быть отрегулированы на заводе. Если применен одно- или двухблочный монтаж, контроль соосности валов перед пуском в эксплуатацию обычно не требуется, так как технические условия и контроль за сборкой узлов на заводах исключают выпуск машин с нецентрированными валами. Требуется только проверка и подтяжка болтов, соединяющих корпуса механизмов.

При однорамном монтаже желательна не только проверка крепления механизмов на раме, но и проверка соосности валов. На заводах-изготовителях при однорамном монтаже возможен выпуск машин с недостаточно сцентрированными валами, особенно если часть оборудования завод получает по кооперации.