Окраска металла: свойства порошковых покрытий

proflist-okrashennyj-dvuh-storon-kraska-4 Порошковая окраска металла завоёвывает всё большую популярность, поскольку создаваемые с её помощью защитно-декоративные покрытия одновременно аккумулируют в себе целый набор качеств: простоту нанесения, расширенную функциональность, долговременную прочность и устойчивость к воздействию внешних факторов. Для более глубокого понимания вопроса рассмотрим порошковую технологию подробнее.

 

Основополагающие принципы

 

Принципиально порошковая окраска металла базируется всего на двух вещах: электростатическом нанесении выбранного полимерного микропорошка на поверхность предмета и последующей его фиксации за счёт термообработки. Электростатика обеспечивает равномерность и бездефектность процесса нанесения, а выбор состава частиц порошка – свойства финишного покрытия.

 

На данный момент в качестве составов для нанесения можно использовать полиэфирные, полиуретановые, эпоксидные и кремнийорганические композиции – и свойства готовых покрытий из этих материалов друг от друга будут отличаться радикально. Более того, последовательно повторяя процесс обработки/фиксации с разными составами, на предмете можно получить сложное слоистое покрытие, которое иным способом создать попросту невозможно.

 

Процесс нанесения покрытия в деталях

 

В качестве примера рассмотрим популярную у автомобилистов процедуру порошкового “хромирования” колёсных дисков. Сначала поверхность готовится механически и химически: пескоструйной обработкой снимаются остатки от предыдущих покрытий, удаляются следы ржавчины/окисления металла, а также следы органических загрязнений.

 

Чистый и сухой диск вносится в беспылевую камеру, где зацепляется на “заземлённый” электропроводящий подвес, после чего начинается собственно процесс создания покрытия. Особый “электропистолет” создаёт мощную разность потенциалов между выбранным порошком и диском, обеспечивая равномерный перенос микрочастиц на его поверхность.

 

Когда вся поверхность оказывается равномерно покрыта тонким слоем порошка, диск за подвес транспортируют в термокамеру-печь, где покрытие “запекается” при умеренной температуре (в пределах 150-250°C).

 

При порошковом “хромирование” последовательно наносится несколько слоёв:

 

  • первой идёт “грунтовка”, обеспечивающая наилучшее сцепление с металлом и сглаживание микродефектов (царапин, сколов и т.д.);
  • вторым слоем наносится собственно красящий слой, обеспечивающий “хромовую” фактуру всей поверхности;
  • третьим (а часто и дополнительным четвёртым) слоем идёт прозрачный “спецлак”, защищающий нижележащие слои от повреждений, грязи и воздействия природных факторов.