Предложено несколько линейных зависимостей между твердостью и пределом контактной выносливости, твердостью и износом. Вместе с тем, имеются уже исследования, в которых показаны аномальности от таких зависимостей. Усилия, действующие на поверхность, при большинстве случаев абразивного износа, являются усилиями сжимающими.
Твердостью измеряется прочность на сжатие. Казалось бы, с увеличением твердости должна увеличиваться абразивостойкость. Практически же выходит не всегда так, что объясняется различной твердостью отдельных микросоставляющих. В работе приведен пример, когда исходная наплавленная поверхность на аустенитной стали НВ80-100 изменялась после механического упрочнения до НВ20-40, но абразивостойкость увеличивалась незначительно. Предварительно или одновременно-действующие деформации сжатия увеличивают износ по сравнению с недеформированными образцами. Деформации растяжения приводят к еще более значительному износу.
Число твердости деформированных сплавов не характеризует их износоустойчивость. При испытании двух групп зубчатых колес было определено, что предел контактной выносливости колес, имеющих твердость НВ260, ниже на 11-15% (улучшение), чем для колес НВ218 (отжиг). Вторая группа колес имела структуру менее прочную, но более пластичную. Исследование влияния структуры выявило, что при напряжениях выше предела усталости перлитно-ферритные стали имеют большую контактную выносливость, чем отпущенные на мартенсит, несмотря на одинаковые значения предела прочности.
Обработка холодом стали прошедшей предварительно цементацию и закалку с 800°С в масло, что обеспечило значительное возрастание твердости (НРС63), по сравнению с режимами: 1) закалка с 850°С в масле, отпуск при 140°С (НРС54); 2) высокий отпуск при 650°С, закалка с 800°С в масле, отпуск при 140°С (ITPC59), не привела к повышению контактной выносливости.