Исследование влияния активации на износостойкость стали

20130320044520_11На поверхности контакта образца было нанесено активированное пятно Ар посредством бомбардировки ускоренными протонами в тех же условиях, что и на деталях подшипника качения.

Образцы испытывали на машине трения МИ-1М при трении качения с 10%-ным скольжением и с маслом Индустриальное, в которое были добавлены абразивные частицы электрокорунд белый; размеры частиц 5 мкм; количество 5-5 кг на 10-3 м3. Нагрузка на образцы составляла 1000. Измерение износа производилось последовательно после наработки 105 циклов посредством записи профилограмм вдоль образующих цилиндра по линиям, пересекающим активированное пятно и проходящим по не активированному участку поверхности. Линейный износ определялся по смещению средней линии профиля на профилограмме, которые записывались на профилограф-профилометре модели 201. Так же мы подскажем вам где можно купить конвейеры с модульной лентой по низким ценам и высокого качества.

В работе была проведена оценка изменений свойств поверхностного слоя после активации, возможных вследствие температурного воздействия, искажения в кристаллической решетке и насыщения металла атомарным водородом. Полученные результаты показали, что заметных изменений в структуре стали ШХ-15, подвергнутой активации, практически не происходит.

Применение метода поверхностной активации для исследования износа элементов шарикоподшипников позволяет измерять весьма малые величины линейного износа без разборки узла с исследуемым подшипником. Однако исследовать в одном подшипнике отдельно можно износ только одного элемента: желоба наружного или внутреннего кольца или шариков. Надежная информация об износе будет получена при совпадении координат изношенного и активированного участков. Учитывая изменения размеров зон износа на желобах колец в процессе работы подшипника, а также вариации мест их возникновения, необходимо зону облучения делать несколько шире зоны износа, чтобы увеличить надежность регистрации износа. Однако это увеличение приводит к снижению чувствительности метода и достоверности оценки средней глубины износа, так как чем лучше совпадут границы изношенного и активированного участков, тем больше отношение тем выше чувствительность (N – скорость счета активированного участка; AN – потеря скорости счета вследствие износа).