Меньшая площадка

11Рассматривая планировку промышленных районов, следует остановиться также на размещении общественного центра рабочего поселка или жилого района города, прилегающего к промышленному району.

На примере развития тракторозаводского района Сталинграда видно, что общественная жизнь части города, прилегающей к промышленному району, складывается вблизи заводского входа. Общественные здания (кино, клуб, столовая, поликлиника, техникум, ремесленное училище, гостиница, магазины и пр.), тесно связанные с производственной деятельностью заводских коллективов, отстоят от заводских ворот, как правило, не далее чем на 500 м, т. е находятся на расстоянии 5-8 мин. пешеходного движения. Поэтому было бы неправильно чрезмерно удалять общественный центр поселка от предзаводской площади.

Из всего изложенного можно сделать вывод, что соединение промышленного района и жилой застройки города магистралью должно прочно связать завод и жилой район города.

В этом отношении планы существующих городов имеют еще много недостатков. Планировщики и градостроители в ряде случаев не выявили подлинной градообразующей силы социалистических промышленных предприятий. К сожалению, и для некоторых новых промышленных строек не всегда бывает учтен принцип комплексного размещения предприятий, вследствие чего заводы располагают разобщено, на больших расстояниях друг от друга, что требует устройства изолированных коммуникаций и поселков, оторванных от города.

Существенным недостатком проектной практики является то, что при проектировании площадки, например, крупного машиностроительного завода, занимающей значительное место в промышленном районе любого города, у нас еще пока не учитывают ее определяющего значения для этого района. Размещение такого крупного машиностроительного завода требует одновременного решения перспективной планировки всего промышленного района данного города, так как неизбежно вызовет появление новых, связанных с основным, предприятий смежного, подсобного или зависимого производства.