В 1928 г. был заложен Уральский завод тяжелого машиностроения в Свердловске, а в 1933 г. он уже вошел в строй. В нескольких километрах от центра города выросли огромный промышленный комплекс и жилой поселок, Строгие по облику цехи заполняют обширное пространство заводской территории. От главной площади веером расходятся улицы, соединяя производство с жилым районом (архитекторы П. Робочевский, И. Антонов, Е. Балакшина, Н. Пономарев, М. Рейсшер, инженеры В. Фидлер, Н. Зарицкий, Г. Михайлов и др.).
Значительный интерес представляет генеральный план завода. Главная магистраль начинается от предзаводской площади и идет вглубь с севера на юг. К ней обращены торцом производственные корпуса. Железнодорожные въезды входят в цехи с другой стороны. Тем самым разделены пешеходные и грузовые потоки. Основные заводские здания имеют многопролетную структуру с двухскатной шедовой кровлей. В сборочных цехах средний неф, предназначенный для сборки агрегатов, имеет повышенную высоту. Для интерьеров цехов характерна выразительная пространственная многоплановость. Конструкции горячих и крупных цехов сооружены из металла, а корпус термического цеха впервые выполнен с применением сборных железобетонных конструкций. Железобетонные рамы весом до 20 т изготовлялись на полигоне в тепляках, железнодорожным транспортом доставлялись к месту установки и монтировались гусеничными кранами (1931-1932 гг.).
Все последующие годы завод непрерывно развивался, строились новые цехи, устанавливалось новое оборудование. Строительство Уралмаша составляет яркую страницу в истории социалистической индустриализации страны, в развитии советского промышленного зодчества.
До революции металлургическое производство России было сосредоточено главным образом на юге. Задача планомерного освоения богатств страны потребовала создания новой металлургической базы.